О системе проектного обучения

Проектное обучение – образовательный подход, основанный на включении проектной деятельности в состав основных образовательных программ.

Реализация проектного обучения осуществляется на базе следующих принципов:

– модульное построение образовательных программ;

– систематическое использование актуального профессионального контекста;

– междисциплинарность/интегрированность учебного содержания;

– обучение на практических кейсах;

– соотносимость результатов обучения по модулю с результатами освоения образовательной программы в целом.

Требования к применяемым технологиям проектного обучения:

– получение результата и продукта проекта как формализованного образовательного результата, количество проектных результатов должно быть достаточно для формирования необходимых компетенций (в зависимости от направления подготовки и уровня образования);

– возможность использования результатов и продуктов проектной деятельности как инструмента оценки образовательных результатов;

– возможность накопления продуктов образовательно-профессиональной деятельности, составления на их основе портфолио личных и профессиональных достижений;

– контекстность, то есть погружение обучающегося в ситуации, в которые он должен будет включаться в будущей профессиональной деятельности.

Включение проектного обучения является обязательным для любой образовательной программы университета в целях формирования у обучающихся комплекса универсальных и профессиональных компетенций, которые не могут быть в полной мере сформированы через реализацию других видов учебной деятельности.

Проектная деятельность может включаться в учебный процесс через:

– выполнение отдельных курсовых проектов и (или) выпускных квалификационных работ;

– освоение модуля проектной деятельности в составе образовательных программ бакалавриата (специалитета) и магистратуры;

– освоение индивидуальных образовательных программ в рамках инновационных образовательных проектов.

Все структурные элементы модуля проектной деятельности предполагают проектную работу студентов, которая может быть организована по одной из следующих моделей:

– решение реальной проектной задачи, инициированной индустриальным партнером либо подразделением ПГУ им. Шолом-Алейхема (в том числе, обучающимся под патронажем руководителя от профилирующей кафедры) в составе междисциплинарных проектных команд (МПК);

– работа с учебным кейсом реального проекта от выпускающей кафедры под руководством руководителя практики или ведущего преподавателя курса.

2.6. Отбор кейсов проектных задач для МПК от инициаторов проектов, а также формирование МПК из студентов, обучающихся на различных курсах и различных образовательных программах, осуществляется через Проектный офис университета.

Предметное поле проектов определяется, как правило, повесткой НТИ, ориентирами Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, а также повесткой от ведущих индустриальных партнеров.

Ключевой критерий отбора – перспектива развития проекта в междисциплинарной проектной области с привлечением в команду специалистов и (или) обучающихся различных профилей и направлений подготовки и наличие потенциала коммерциализации продукта проекта.

Кейсы учебных проектов разрабатываются на базе актуальных научно- практических разработок профилирующей кафедры (НИР, ОКР, хоздоговорные работы, квалификационные работы и др.). Кейс включает практический пример, содержащий описание исследовательской и (или) инженерно-технической задачи, «встроенной» в реальную отраслевую ситуацию, на базе которого генерируется проектная идея и формируется концепция проекта, направленного на решение поставленной задачи.

Кейс является вариативным, различные элементы кейса могут быть использованы на различных этапах освоения обучающимися модуля проектной деятельности.

Учебные кейсы могут носить узкопрофильный или междисциплинарный характер и, в зависимости от содержания фактического предметного материала, рекомендованы для решения студентами конкретных направлений (групп направлений) подготовки соответствующих профилей.

Разработка, хранение и использование в учебном процессе практических кейсов ПГУ им. Шолом-Алейхема осуществляется на платформе Moodle.

Проекты, реализуемые МПК либо выступающие предметом учебных кейсов классифицируются в зависимости от определенного типа профессиональных задач (исследовательского, инженерно-технологического, инженерно-предпринимательского характера), преимущественно требующих решения на определенном этапе полного цикла разработки и внедрения новой технологии или продукта (этапы исследований, собственно разработки и вывода продукта на рынок).

Исходя из приоритета профессиональных задач, выделяются группы проектов следующих типов:

– научно-исследовательские проекты – направлены на проведение фундаментальных и прикладных исследований с целью их последующей адаптации к внешней среде, существующей либо вновь создаваемой инфраструктуре, интеграции во вновь создаваемые рынки, в том числе путем коммерциализации;

– инженерно-технологические проекты – направлены на разработку новых технических продуктов (технологий, изделий), развитие инфраструктурных элементов внешней среды с учетом перспектив интеграции в существующие и вновь создаваемые рынки с учетом потенциала коммерциализации;

– предпринимательские проекты – направлены на коммерциализацию, тиражирование и масштабирование результатов проектной деятельности, на поиск и реализацию вариантов коммерциализации прикладных разработок в сфере техники и технологий (промышленность, энергетика, транспорт и проч.).

Каждый проект в части содержания может включать элементы проектных задач всех трех видов, но тип проекта определяет содержание ключевой проблемы, на базе которой формируется проектная задача и ее решение.

По окончании каждого учебного семестра обучающиеся проводят презентацию по результатам работы в семестре. Студенты работающие с учебными кейсами представляют результаты в соответствии с предусмотренной рабочей программой практики либо учебного курса формой промежуточной аттестации. Промежуточная аттестация студентов МПК проводится по результатам публичной презентации по итогам проектных работ. Для проведения аттестационных мероприятий в виде публичных презентаций проектов (питч- сессий) создаются комиссии, в состав которых включаются наставники (руководители проектов), внутренние и внешние эксперты.

Курсовой проект (работа) и (или) выпускная квалификационная работа обучающегося может представлять собой проект по разработке и (или) продвижению стартапа (разработанный обучающимся, несколькими обучающимися, командой стартапа), подготовленный в соответствии с требованиями организации, в которую он будет представляться в качестве соискателя на инвестиции. Такая разработка может быть выполнена обучающимися как в процессе внеучебной проектной деятельности, так и в контексте проектного обучения.

По итогам отчетных мероприятий (питч-сессий, защит результатов проектной деятельности) осуществляется отбор проектов для участия в акселерационных образовательных программах: «Проектно-образовательный интенсив Университета НТИ 20.35», «Дальневосточный стартап» и др.